В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
В нашей школе создаются необходимые условия, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития, в рамках реализации программы «Доступная среда»
Об организации обучения детей-инвалидов.
Инклюзивное образование
Реализация данного направления решается в следующих направлениях:
1. Создание безбарьерной среды во всех образовательных учреждениях, расположенных на территории Оренбургской области. Для беспрепятственного доступа детей –инвалидов в ОО создаются условия для беспрепятственного обучения детей с ОВЗ, согласно всем требованиям СанПиНа.
В нашей школе также ведется работа по данному направлению. Соответствующие условия: построен пандус, расширен центральный вход. В штатное расписание введены ставки педагога-психолога. Три педагога прошли повышение квалификации по вопросу работы с детьми с ОВЗ, В рамках программы предоставлено специальное учебное оборудование.
2.Реализация проекта дистанционного обучения детей-инвалидов. На первом этапе включены дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам и не имеющие нарушений интеллектуального развития. Таким детям по месту жительства будет установлена дорогостоящая компьютерная техника. Обучение будет осуществляться преподавателями Центра дистанционного обучения..
3.Инклюзивное образование. «Инклюзия»- «включение».
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Включение детей-инвалидов в обычное детское сообщество. прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность
1. Направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов является важнейшей составляющей инклюзивного образования. Оно включает в себя профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертизу образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
2. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Чтобы поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмосферу, нейтрализовать неудачи.
С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья используют арт-терапию, музыкотерапию, игротерапию, сказкотерапию, песочную терапию и другие восстановительные методы.
При работе с такими детьми следует эффективно использовать оборудование сенсорной комнаты. Интерактивное оборудование позволяет формировать у них ориентировочные навыки, активный поиск цели, которая подкреплена различными аудиальными, визуальными и тактильными ощущениями.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и ОО и интегрированное (инклюзивное) образование
В МАОУ «СОШ №6 г. Орска» в настоящее время обучаются детей-инвалидов.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом НОО и ОО образования. При обучении детей-инвалидов используются технологии личностно-ориентированного обучения, позволяющие учесть особенности физического и умственного развития обучающихся. На уроках и занятиях широко применяются компьютерные технологии, презентации, ресурсы Интернета. Систематически проводятся on-line консультации. Для обучения детей –инвалидов, обучающихся на дому применяется дистанционное образование.
4. Цели и задачи начального и среднего интегрированного (инклюзивного) профессионального образования
Основная цель инклюзивного образования в образовательных учреждениях начального и среднего образования — предоставление возможности ребенку-инвалиду быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, что позволит учащимся получить образование, стать равноправным членом общества.
В связи с этим в образовательных учреждениях ведется подготовка педагогических кадров для работы в рамках инклюзивного (интегрированного) образования, в городе создаются центры по оказанию образовательных, социально-психологических, правовых, медицинских услуг.