Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
В качестве основных критериев независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выступают:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Диагностика удовлетворённости родителей образовательным процессом 4 квартал 2022 МОАУ «СОШ № г. Орска».
В соответствии с положением о внутришкольном мониторинге, осознанным стремлением получить достоверные сведения о характере, качестве и результатах работы образовательного учреждения в системе проводится мониторинговое исследование удовлетворённости обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов образовательным процессом, жизнедеятельностью школы.
Изучение психолого-педагогического показателя результативности деятельности школы как удовлетворенность участников образовательного процесса его важнейшими сторонами проводилось по методике Н.В.Калинина, М.И.Лукьянова «Удовлетворенность образовательным процессом» .
В качестве диагностического инструментария, положенного в основу анкет, взяты четыре стороны образовательного процесса:
деятельностная,
организационная,
социально-психологическая,
управленческая.
В соответствии с таким пониманием качества образования МОАУ «СОШ № 6г Орска» периодически проводится мониторинг степени удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг
Целью мониторинга изучение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Основные задачи исследования:
Определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг в школе.
Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в школе.
Всего в мониторинге во 4 квартале приняло участие 332 родителей (. 1-29, 2-32, 3-31, 4-43, 5-34, 6-39, 7-34, 8-27, 9-37, 10-12, 11-14)
ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА АНКЕТИРОВАННОГО ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ :
Критерий качества образования 3 квартал 2022г.
4 квартал 2022г.
Начальные классы 97.7% 97.7
Средние классы 97.6% 97.6
Старшие классы 97.2% 97.3
Итого 97.5% 97.5
ИТОГИ ОПРОСА РОДИТЕЛЕЙ по показателям :
Критерий качества образования Положительная оценка респондентов родителей начальной школы 1-4 классов Положительная оценка респондентов учащихся средней школы 5- 9 классов Положительная оценка респондентов учащихся старшей школы 10-11кл.
Психологический климат
97.4% 97.2% 96.9 %
Профессиональная подготовка педагогов 97.2% 97% 96.7 %
Качество знаний учеников 97% 96.9 % 96.4 %
Качество материально-технической и учебно-методической базы школы 99.5% 99.3 % 99.2 %
ОБЩИЙ ИНДЕКС 97.7% 97.6% 97.3%
Результаты мониторинга позволяют сделать выводы:
Степень удовлетворенности родителей 97.5% в 3 квартале 2022года образовательным учреждением свидетельствуют о целенаправленной работе администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива над развитием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса.
Работа образовательного учреждения является в целом можно назвать эффективной и удовлетворяет большую часть родительской общественности.
Произошло небольшое повышение количество респондентов: в 3 квартале было 311, в 4 квартале 332.
Повышение общего индекса удовлетворенности на 0.1у респондентов 10-11кл.
Произошло повышение показателя «качество знаний» на 0.1.среди респондентов 5-9классов, 10-11кл.
Произошло снижение показателей «качество материально-технической и учебно-методической базы школы» у среднего звена на 0.1.
Остальные показатели остались на прежнем уровне.
Более позитивные ответы были у родителей 1-х,2-х, 4-х, 6-х, 9-х, 11 классов.
Положительными моментами можно отметить:
Образовательный процесс в школе ориентирован на развитие личности каждого ребёнка
Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения ребёнка.
Учителя прислушивается к родительскому мнению и учитывает его.
Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к ребёнку обычно приводят к хорошему результату.
В целом можно отметить, что педагогический коллектив нацелен на удовлетворение образовательных потребностей.
Эти показатели достаточно ярко характеризуют личностно-ориентированную направленность деятельности образовательного учреждения.
На удовлетворительном уровне находится:
Организация питания
Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.
В школе заботятся о здоровье детей, о предупреждении перегрузок.
Данные результаты говорят о том, что администрация и педагогический коллектив строят образовательный процесс адекватно возрасту обучающихся, учитывая их индивидуальные особенности.
Родители в достаточной степени информированы о деятельности школы через рассказы детей и сайт школы.
Родители своевременно получают информацию о достижениях ребенка, пропусках уроков и проблемах, возникающих во время образовательного процесса (через родительские собрания и консультации).
При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.
У администрации школы всегда можно получить ответы на вопросы по организации образовательного процесса.
В качестве общих рекомендаций по повышению удовлетворённости качеством образования, необходимость которых была озвучена респондентами в настоящем исследовании: продолжение применения индивидуального подхода в обучении, продолжение совместных КТД родителей и детей.
По результатам мониторинга был составлен план мероприятий по повышению удовлетворенности родителями качеством образования: куда были включены:
Ознакомление педагогического коллектива с результатами мониторинга на педсоветах (январь 2023 г.)
Ознакомление родителей с результатами мониторинга (январь 2023 г.)
Улучшение профессиональной подготовки педагогов: увеличение штата учителей (особенно молодых специалистов), систематическое повышение их квалификации ( в течении года).
Учителям, работающим в 5-11 классов в целях улучшения качества знаний учащихся овладевать современными педагогическими технологиями в рамках системно-деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности (в течение года)
Улучшение психологического климата через создание совместной деятельности школы и семьи, отслеживания с помощью диагностических методик уровня развития класса и взаимоотношений как в между учащимися, так и учащимися и учителями (в течение года).
Мониторинг организации питания совместно с родительской общественностью ( в течении года).
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через КТД, дни открытых дверей, родительский всеобуч, родительские собрания, конференции, участие родителей в работе совета школы (в течение года)
Активизировать участие обучающихся (в том числе и детей ОВЗ) в различных выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях ( в течении года).
Активизировать работу по повышению уровня психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов по развитию детско-родительских отношений и различным проблемам возникающих в воспитании детей ( в течении года).